
1. Соглашение по вопросу о разграничении морских пространств и шельфа в Беринговом море, подписанное министрами иностранных дел СССР и США 1 июня 1990 года в Вашингтоне, было явно ущербным для нашей страны. Конгресс США ратифицировал его 16 сентября 1991 года, а ни в СССР ни в России исполнительная власть его на ратификацию так 30 лет и не представила! Однако всё это время Соглашение действовало! Почти двадцать лет назад — 14 июня 2002 года — Государственная Дума России отмечала: «В результате разграничения морских пространств в соответствии с Соглашением в Беринговом море к США отошли: часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. кв. км…, часть экономзоны СССР площадью 7,7 тыс.кв. км; участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. кв. км в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий. При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации составил всего 4,6 тыс. кв. км. На отдельном участке исключительная экономическая зона Соединенных штатов Америки за счёт неоправданно уступленной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. По оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли, связанные с применением Соглашения, составили около 2,8 млн тонн рыбы стоимостью 1,4 млрд долларов США». За прошедшие годы ущерб увеличился в разы… Из этого печального безобразия следует, что статьи 16 и 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» необходимо дополнить такими нормами: «Международные договоры о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации подлежат внесению на ратификацию не позднее шести месяцев со дня их подписания. При пропуске этого срока международный договор считается незаключенным». «Эти договоры не подлежат временному применению, а вступают в силу только после ратификации».
2. Упорство с которым наши дипломаты ведут переговоры с Японией о заключении территориально-угрожающего так называемого «мирного договора» (и это при наличии заключенного 19.10.1956 мира!) имеет несколько предпосылок. Одной из них является действующий закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации». В его статье 2 содержится норма о том, что «границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению». Конечно, при наличии доброй воли обеих сторон это правильное и адекватное проблеме решение. А что делать, если одна из сторон, в частности Япония, десятилетиями в переговорах сводит проблему территориального размежевания к передаче ей части Курильских островов? Более того, ревизуя итоги Второй мировой войны, демонстрируя неуступчивость, а точнее, решительную непреклонность, в 2009 году ЗАКОНОДАТЕЛЬНО объявила эти территории частью Японии! В этих условиях ведение переговоров с нашей стороны становится бессмысленным, более того, унизительным и опасным, так как приобретает вид нудного оформления сдачи российских территорий и акваторий. Напомним, что правовым основанием принадлежности Курильских островов России является Ялтинское Соглашение великих Держав (СССР, США, Великобритании) от 11 февраля 1945 года и ряд вытекающих из него документов, включая Акт о безоговорочной капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года. В нашей стране даже был учрежден День всенародного торжества — День Победы над Японией (с 3 сентября 1945 года).…
Читать далее: https://iarex.ru/news/74194.html?utm_source=smm-lj
Journal information