ИА REX (iarex) wrote,
ИА REX
iarex

Categories:

Японский секрет малошумности российских подводных лодок

Известное в России американское издание The National Interest в одном из своих материалов рассказало о том, как благодаря покупке высокоточных металлорежущих станков у японской компании «Тошиба» в 1980-х годах Военно-морскому флоту (ВМФ) СССР удалось преодолеть традиционное отставание от США в области скрытности подводных лодок. При этом эта тема также весьма популярна на различных российских интернет-ресурсах и в научно-популярных изданиях, периодически всплывая, когда речь заходит о советском или современном российском подводном флоте. Тем более что те подводные лодки, на которые были установлены винты, изготовленные на станках японского производства, до сих пор составляют основу группировки многоцелевых атомных подводных сил современного российского флота. В большинстве случаев главный вывод, который делается из истории о покупке японских станков, — это технологическая отсталость Советского Союза. Попробуем разобраться, какой действительно вклад внесли японские станки в повышение скрытности советских подлодок?


С момента появления атомных подводных лодок советские субмарины этого класса традиционно уступали таковым в военно-морских силах (ВМС) США и Великобритании (с которой американцы делились своими наработками в этой отрасли). Первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» вошла в строй ВМС США в 1954 году, в СССР же первая АПЛ К-3 была принята в состав флота только в 1959 году. Кроме того, за это время США быстро перешагнули этап подводных лодок первого поколения, которые строились по канонам дизельных субмарин, и приступили к массовому строительству АПЛ второго поколения. В СССР атомные подлодки второго поколения начали появляться только в 1967 году. В 1960−70-х годах американские подлодки имели огромное преимущество над советскими. Они имели существенно более низкий уровень шумности и гораздо более совершенные гидроакустические комплексы, что давало им неоспоримое преимущество в подводной войне. Особенно это подрывало боевую устойчивость морской компоненты советских стратегических ядерных сил (СЯС). Учитывая, что дальность полёта советских баллистических ракет морского базирования в тот момент составляла 2,5 тысячи километров, подводным ракетоносцам требовалось подойти близко к побережью США, а значит и преодолевать противолодочные рубежи НАТО. При этом, учитывая высокую шумность советских подлодок, американские лодки-охотники могли успешно осуществлять слежение за ними.

В результате в 1970-х годах в Советском Союзе была начата масштабная программа по преодолению отставания советского подводного флота от американского, что заключалось, главным образом, в снижении уровня шумности подводных лодок. В результате к началу 1980-х годов советский подводный флот совершил качественный скачок и сократил до минимума отставание от американского. Новые советские АПЛ третьего поколения — многоцелевые субмарины проектов 945 и 971, подводные лодки с крылатыми ракетами проектов 949 и 949А, а также гигантские подводные ракетоносцы проекта 941 имели многократно более низкий уровень шумности, чем их предшественники. Так, например, подводные лодки проекта 971 (которые составляют основу группировки многоцелевых АПЛ современного ВМФ России) стали полностью сопоставимы по уровню шумности с американскими АПЛ класса «Лос-Анджелес» (наиболее известная и массовая АПЛ третьего поколения, до появления субмарин четвёртого поколения считалась наименее шумной в своём классе). За счёт чего удалось добиться столь существенного качественного скачка в области создания подводных лодок?…

Читать далее: https://iarex.ru/news/74475.html?utm_source=smm-lj
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments