
Инцидент далеко не первый: чуть более месяца назад, в начале мая, аналогичный эпизод, только без жертв, произошел там же, в Ладакхе. Ситуация в этом регионе перманентно обостряется с прошлого года. Тогда индийские власти, вопреки протестам Китая, вывели эту горную область из упраздненного северного штата Джамму и Кашмир, с которым связаны не только индийско-китайские, но и индийско-пакистанские пограничные противоречия. И провозгласили ее «союзной территорией» в составе Индии, уступив местному, локальному буддистскому большинству населения, которое находится в конфликте с мусульманами, составляющими в этом штате общее большинство. В Ладакхе, напротив, больше буддистов; до середины XX века разные конфессии сосуществовали благополучно, а затем ситуация стала обостряться, и в конце концов в регионе принялось периодически полыхать. При этом следует иметь в виду, что все противоречия, в том числе территориальные, в Джамму и Кашмире — результат деятельности британских колонизаторов, которые, предоставляя в 1947 году колониальной Индии независимость, разделили свои, становившиеся бывшими, владения на два государства. Несколько войн, конфликтов и столкновений между Дели и Исламабадом привели к разделу еще и Пакистана, из которого в 1971 году выделилась Бангладеш со столицей в Дакке, ранее являвшейся административным центром Восточного Пакистана. Произошло это после занятия этой территории индийскими войсками.
Почему в Пекине так остро отреагировали на провозглашение автономии Ладакха от Джамму и Кашмира? По ряду причин, главными из которых являются последствия китайско-индийской пограничной войны 1962 года, во время которой НОАК нанесла индийской армии сокрушительное поражение, но толком не воспользовалась плодами своей победы ввиду негативной реакции международного сообщества. У того конфликта было несколько поводов: называют переход в 1950 году под контроль вновь созданной КНР ранее независимого Тибета, превратившегося в китайский автономный район. После этого лидер тибетских буддистов далай-лама, считающийся не только духовной властью, но и светским политическим лидером, бежал в Индию, а та его приютила вместе с тибетским правительством в изгнании, чем Пекин был и по сей день остается крайне недовольным. Причина же все та же: последствия британского владычества, которые усугубились местной спецификой. Конвенция 1914 года о границе между независимым тогда Тибетом и Британской Индией, принятая Симлской (Шимлской) конференцией, не учитывала интересов Китая, который и тогда, еще не владея Тибетом, протестовал против так называемой «линии Мак-Магона», отделившей от Тибета в пользу британцев территорию нынешнего штата Аруначал-Прадеш. Китай участвовал в той конференции, но договоренность с Тибетом автором проекта, главой колониального МИД Генри Мак-Магоном, была достигнута за спиной китайских переговорщиков и в обход их мнения. Дело происходило на фоне революционных брожений в Китае, которые последовали после Синьхайской революции, и с мнением страны, потерпевшей поражения в двух опиумных войнах и ставшей объектом фактического раздела, британцы попросту не посчитались.…
Читать далее: https://iarex.ru/news/75822.html?utm_source=smm-lj
Journal information