
Но ведомственная и концептуальная принадлежность изданий, разместивших эти материалы, — лишь внешний антураж. Если же говорить по существу, то перед нами два совершенно разных взгляда на настоящее и будущее, а с учетом президентской статьи — еще и на прошлое, которое, опять-таки, опрокидывается вперед, в завтра и послезавтра. Верный признак того, что идет негласный, не афишируемый открыто, но очень важный спор по самым ключевым вопросам текущей и не только повестки. Это с идеологической точки зрения; если же обращаться к политической стороне вопроса и злобе дня, то перед нами — пресловутое «противоборство башен». Но не в отдающем примитивизмом корпоративном контексте — либералы против «силовиков» — как это у нас любят преподносить охотники за сенсациями, а в настоящем цивилизационном смысле. Это именно идеологическая и даже, в определенном плане, метафизическая дискуссия не только о путях развития, но и о смыслах бытия. Вопрос, пусть и без лишнего заострения, чтобы не будоражить общественное мнение, поставлен ребром: Россия — часть так называемой «мировой цивилизации», под которой подразумевается пресловутая «общечеловеческая», а на самом деле западная центричность? Или самостоятельная, самобытная цивилизация, для которой Запад — не более, чем один из соседей, причем, далеко не тот, что заслуживает серьезного уважения и доверия? И копировать западный путь, особенно на фоне раскрывшейся в последние месяцы его ущербности, — моветон, который не имеет под собой никаких серьезных оснований, кроме субъективных предпочтений и некоей зависимости от Запада определенных элитных групп, связывающих с ним будущее благополучие. Не страны, разумеется, интересы которой если и просматриваются, то по остаточному принципу, а прежде всего свое собственное.
Если говорить о субъективных симпатиях, то они, конечно же, на стороне Патрушева; другое дело, что его позиция недостаточно аргументирована, ибо обходит ряд концептуальных вопросов, не прояснив которые и не подведя под них фундаментальную базу, двинуться дальше не получится. Только собирать на себя шквал критики со стороны оппонентов, которые как раз и будут спекулировать на недостатке концептуальности, лицемерно выдавая ее дефицит за якобы невозможность подобного обоснования как такового. А с точки зрения объективной, импровизированная заочная полемика в руководстве Совбеза, первое, на что открывает глаза, — на противоположность приоритетов. Если Медведев не мыслит перспектив российского развития в отрыве от «мировых трендов» и для этого берет себе в оправдание тему пандемии, то Патрушев во главу угла ставит вопрос ценностей, упоминая о коронавирусе лишь однажды. И опять-таки в контексте именно ценностей, точнее, особенностей их трансформации на Западе и в России. Тема эпидемии — это, на наш взгляд, очень важно — в этом сравнении выступает своеобразным «лакмусом», выдавая очевидную заинтересованность в ее эксплуатации именно либеральной части истеблишмента, к которой, без сомнения, принадлежит экс-премьер. И дело здесь не в «сигнале» о готовности выйти из тени и остаться на плаву в кадровом смысле, что больше всего интересуют интерпретаторов из СМИ. Хотя как раз это не так существенно: не люди двигают идеями, а идеи — людьми. Дело в том, что если тема «ковида» — центральная, то господствует одна парадигма, тесно связанная с глобализацией и глобализмом, как ее идеологией и методом, в том числе спроецированным на российские реалии. Если же «ковид» уводится на периферию и ставится в зависимое положение от факторов высшего порядка, — то это другая парадигма, и принятие ее на вооружение, помимо всего прочего указывает на отсутствие у носителей первой парадигмы элементарной субъектности. То есть свидетельствует об их зависимости и обусловленности их действий определенными факторами и силами. Как внутренними, так и, чего греха таить, внешними.…
Читать далее: https://iarex.ru/news/76064.html?utm_source=smm-lj
Journal information