ИА REX (iarex) wrote,
ИА REX
iarex

Categories:

Почему Ватикан не спешит с канонизацией кардинала Степинаца

Государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин во время недавнего визита в Хорватию, в ходе которого он рукоположил в епископы монсеньора Анте Йозича, ранее назначенного папой Римским Франциском апостольским нунцием в Белоруссию, в интервью католическому еженедельнику Glas Koncila объяснил позицию Ватикана по вопросу канонизации кардинала Алоизие Степинаца (архиепископ Загреба и примас Хорватии в 1937 — 1960-х годах). «Вся Церковь и, конечно же, Хорватия ждет этого с большим беспокойством и большим желанием», — отметил Паролин. Но канонизация должна стать «моментом единения для всей Церкви и не должна привести к новым конфликтам и спорам», что, конечно, «требует терпения со стороны Церкви в Хорватии».


Процесс прославления Степинаца в чине святого был начат в 1988 году папой Иоанном Павлом II, который беатифицировал кардинала, причислив его к блаженным. Это действие, предшествующее канонизации. Однако хотя и польский понтифик, и сменивший его немецкий папа Бенедикт XVI после произносили много хвалебных слов в адрес покойного хорватского примаса, все затормозилось. Более того, в 2016 году аргентинский папа Франциск согласился создать специальную комиссию для изучения деятельности Степинаца, в которую вошли представители не только Католической церкви, но и Сербской православной церкви, что выглядело очень необычно. Ведь католики и православные самостоятельно решают, кого и когда им прославлять. Насколько здесь сыграло свою роль прошлое кардинала? Сторонники его канонизации делают упор на то, что во время Второй мировой войны он благожелательно относился к евреям и даже их защищал. А после вопреки давлению коммунистических властей Югославии отказался встать во главе национальной хорватской Церкви, отделившись от общения с Ватиканом. Однако никак нельзя забыть и темные пятна на облачении кардинала, который сотрудничал с нацистским режимом усташей Анте Павелича и занимался насильственным обращением православных сербов в католицизм.

В дневниках Степинаца можно найти запись от 28 марта 1941 года: «…Хорваты и сербы — два мира, северный и южный полюса; они никогда не смогут жить бок о бок, кроме как в силу чуда Божьего. Схизма — величайшее проклятие Европы, чуть ли не хуже протестантизма. В ней нет ни морали, ни принципов, ни правды, ни справедливости, ни чести». Соответственно этой идее кардинал и жил. Его возмущение вызывали лишь «эксцессы исполнителя», когда усташи «перекрещивали» в католичество православных сербов в массовом порядке и под дулами автоматов. Но сам процесс Степинац одобрял. Более того, когда часть Хорватии оккупировала фашистская Италия, представители которой прекратили насильственное окатоличивание, кардинал возмущенно писал Муссолини: «Итальянцы вернулись и восстановили гражданскую и военную власть. Немедленно ожили схизматические общины, а православные священники, до сих пор скрывавшиеся, появились снова и чувствуют себя свободно. По-видимому, итальянцы более расположены к сербам, нежели к католикам». И в другом месте в письме к итальянскому консулу в Загребе: «…На части территории Хорватии, аннексированной Италией, наблюдается упадок религиозной жизни, а также заметный сдвиг от католицизма к схизме».…

Читать далее: https://iarex.ru/news/77605.html?utm_source=smm-lj
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments